Я пишу эту статью в надежде на то, что с такими знаниями стрельба в Counter-Strike на территории нашей страны улучшится, а с нею же улучшится скилл наших игроков . Когда МЫ, наконец-то научимся стрелять с "наших" Калашей, и "американских" Кольтов? Весь мир видит как Шведы стреляют с этих оружий лучше всех! (no offense Шведам ) Counter-Strike - это игра в которой надо уметь не только хорошо играть в комманде, но и довольно хорошо стрелять.
Статья, надеюсь, понравится всем игрокам, и они почерпнут из нее много интересных моментов, а также найдут что добавить. Все основные моменты стрельбы, описанные в данной статье, основываются на моих наблюдениях и наблюдениях моих друзей, а также детальном исследовании стрельбы в демках тех же Шведов, а особенно стрельба такого отца как SK|HeatoN (NiP | HeatoN) :] Возможно для некоторых игроков эта статья не принесет новой информации, но я считаю что им не стоит гордо плевать на эту статью, считая что они знают абсолютно все. Если знаете еще больше - можете добавить, будет клево!
Дело в том, что многие хорошие игроки в CS не очень-то и стараются раскрыть свои секреты хорошей стрельбы, и это очень тормозит нашу CS community. Потому что это, на самом деле, очень легко и должно быть совершенно не секретно!!!
Итак, для чего же предназначена эта статья? Главная идея статьи - научить игрока понимать расброс пуль при стрельбе. Статья предназначена для того, чтобы научить игроков контролировать свой спрей из таких оружий как ak47, m4a1, и всяких прочих там aug, sg552, mp5navy, deagle .
Основное внимание в этой статье уделено Автомату Калашникова (далее Калаш, ak47 ). У него самый большой расброс пуль и поэтому это оружие является самым интересным для исследования. Научившиеся контролировать спрей с Калаша, автоматически легко могут контролировать спрей и с любого другого оружия!
Несколько слов про эмуляцию стрельбы в Counter-Strike. Для эффекта, иллюзии случайного расброса пуль в Counter-Strike применяются два основных програмных кода - это отдача оружия, и пули, которые перестают лететь в центр прицела.
Для грамотного спрея надо уметь "держать свою винтовку в руках", то есть преодолевать его отдачу. В чем заключается отдача оружия? В том, что при стрельбе, прицел самопроизвольно уходит вверх и всторону, и трясется при каждом выстреле. После прекращения стрельбы прицел возвращается в изначальное положение. Если стрельба не прекращается, то прицел, предельно поднявшись, начинает ходить из стороны в сторону. Отдаче легко можно научиться, просто тренируясь стрелять в стену удерживая прицел на одной области. Обычно это бывает рисунок на стене, или чья-нибудь голова. (Небольшой совет для того, чтобы научиться получше удерживать прицел на какой-нибудь области - попробуйте водить своим прицелом вокруг какой-нибудь точки этой области - при вождении прицела его отдачу намного легче контролировать)
Но помимо отдачи прицела в Counter-Strike надо еще знать куда и в какой момент летят пули. Я для того, чтобы это узнать, стреляю в стену, удерживая прицел на какой-нибудь точке, и смотрю куда летят пули.
Рассмотрим несколько рисунков, наглядно показывающие область попадания пуль ak47. На рисунках я постарался наглядно показать прицел в CS, его расширение и область попадания пуль (которую я обозначаю на рисунках черной точкой).
Выстрел первого патрона
Выстрел второго и третьего патрона
Выстрел четвертого и пятого патрона
Как видно из рисунков, первые 5 патронов попадают в центр прицела. Основную трудность при стрельбе здесь представляет собой отдача прицела. После каждого выстрела прицел будет оттягиваться вверх и вправо(влево), и необходимо будет его оттуда возвращать на место, чтобы каждый патрон мог поразить цель. Это, конечно, невозможно и непосильно человеку, но можно добиваться чтобы из 5 патронов хотя-бы 2 долетали в цель, а остальные - на небольшом расстоянии от цели - в приципе, этого будет достаточно для того, чтобы отлично стрелять.
Кстати говоря, первые 5 патронов летят точно в центр прицела не только для ak47, но и для m4a1, aug, sg552, mp5navy, а также для всех видов пистолетов(!).
*Если при выстреле 1 и 2 патрона отдача не так заметна, то на момент выстрела 3, 4 и 5 патронов отдача будет уже существенна. Как же увеличить точность стрельбы на дальних расстояниях? Если после первых двух выстрелов отжать кнопку атаки и снова нажать, сделав выстрел 3 патрона, то 3 патрон попадет в место попадания 1 патрона. Это произойдет потому, что после отжатия кнопки атаки прицел возвратится в свое первоначальное положение перед выстрелом, и 3 патрон, который летит тоже в центр прицела, полетит туда же куда полетел и 1 патрон. На расстояниях средней и большой дальности это убийственный прием, когда все 3 пули, выпущенные почти сразу, поражают противника. Также можно комбинировать выстрелы, например сделав выстрелы 1,2,3 патронов, отжать кнопку атаки и снова нажать,сделав выстрел 4 и 5 патронов.
Хочу остановиться и детально рассмотреть выстрелы одиночными - они сверх-точны как раз потому, что нажимая и отжимая кнопку атаки, прицел возвращается в свое первоначальное положение, и таким образом можно выстрелить все с 1 по 5 патрон очень точно в цель. Но это займет больше времени чем выстрел пяти патронов всплошную. А в Counter-Strike рулят только те, кто убивает быстрее.
Дальше пули летят уже не в центр прицела, и мы далее рассмотрим куда же. Сразу отмечу, что за абсолютно точное расположение области попадания пуль я не ручаюсь, потому что картину попадания 6-7-8-...30 патрона я восстанавливал из своей личной памяти и опыта.
Я не зря пишу про области попадания пуль. В коде эмуляции стрельбы CS, если исключить отдачу, пули друг за другом очень точно летят сначала в одну точку, потом в другую, потом в третью итд. Именно этой начальной точкой является центр прицела, в который, как мы убедились, попадают первые 5-7 пуль. Далее я сделал несколько рисунков, в которых наглядно показаны эти области попадания пуль и положения прицела в той или иной области попадания пуль.
Часть: (2)
Первый рисунок - Начальная область попадания пуль.
Первые 5-7 патронов... Важнейшие для стрельбы. Какого наслаждение, когда удается удержать прицел точно на противнике, точно выпустив в него все 5 патронов, зная что ни один патрон не полетел мимо! А если целиться точно в голову... вы будете наслаждаться зрелищем, как enemy кувыркается и делает сальто от приданного ему имульса вашим ak47.Особенно важны эти первые 5-7 пуль потому что отдача оружия еще невелика, что позволяет без труда
целиться.
Не успел еще первый сдохнуть, как появляется второй. Переносим на него прицел,
и опускаем на нем область попадания пуль номер 2 прямо в то место, в которое мы целимся . (как это показано на рисунке, я целюсь в живот .). И держим на этой области в течении нескольких пуль, обычно 3-4, потом пули начинают лететь еще выше, и соответственно прицел надо опустить еще ниже. Задача усложняется еще и тем, что отдача прицела также идет вверх, то есть чтобы сильно опустить прицел, вам придется довольно сильно дернуть
вниз саму мышку.
Рисунок 4 и 5 - Область попадания пуль уходит с центрального положения влево
или вправо. Мне было очень сложно определить эту область попадания пуль, потому что с такой сильной отдачей, которая возникает когда мы непрерывно стреляем уже 15 пуль подряд, да еще и с ak47. Но я все-таки нашел очень легкое правило, по которому можно определять эту область и довольно-таки точно ею целиться - эта точка легко
определяется по верхней и правой(или левой) нычкам.
Если вы увидели в какую сторону пошли пули - туда и смещайте прицел,
накладывая область попадания пуль так, как примерно показано на рисунках. Бывает, через 4-5 патронов область попадания пуль слева переходит вправо - необходимо резко водить прицелом слева направо или наоборот. И не забывайте про отдачу.
Несколько слов про время, в течении которого необходимо удерживать прицел в том или ином положении. Чтобы не заставлять себя считать сколько патронов уже выпущено, пользуйтесь простым правилом - если вы начинаете видеть, что пули уже не попадают туда, куда надо, меняйте положение прицела на следующее. Это касается также и положений прицела 4 и 5 - если видите, что не попадаете, и, допустим, у вас прицел был справа, то резко переместите его налево.
Еще очень важно заметить отличие стрельбы стоя и стрельбы сидя. Когда вы стреляете сидя, пули дольше задерживаются на областях попадания. Стреляя сидя, в центр прицела могут попасть все 7 патронов, в положении два - 5 патронов итд. Я не засекал сколько патронов задерживаются на том или ином положении, поэтому не ручаюсь за точность также, как и не ручаюсь за точность рисунков.
По опыту игр в комманде я скажу, что простреливать все 30 патронов мне приходилось крайне редко. Редко когда удается найти толпу, обращенных к тебе спиной, в которых можно спокойно прострелять все 30 патронов. Все просто - ведь если натыкаешься на пятерых, то пока ты будешь их поочередно убивать хотя бы один из них попадет тебе в голову или они просто в пять стволов тебя завалят. То есть крайне редко я перемещал прицел в крайние положения 4 и 5.А это значит, что в основном достаточно уметь пользоваться только первыми тремя положениями оружия - то есть уметь опускать прицел на противнике.
Отсюда и первое простое правило - если вы видите, что противник находится не на центральной вертикальной оси прицела, то вы как минимум не попадаете.
Второе правило идет вслед за первым - если вы также видите, что противник находится не выше горизонтальной оси прицела, то вы тоже не попадаете.
Если цель движется, то просто следите чтобы она была на вертикальной центральной оси, и выше горизонтальной оси. Так вы будете уверены, что противник от вас не убежит ;D (например если он думает что убежит, что вы в него не попадете потому что вы стреляете очередями в 2-3 патрона - а это довольно сложно попасть в цель когда она движется). Поэтому используйте спрей.
С пистолетов стрелять можно точно также - просто сложновато одновременно удерживать прицел от отдачи, целиться, и еще нажимать на кнопку атаки когда она находится на мышке. У нас в комманде замечательный игрок JIOCb биндит кнопку стрельбы на клавиатуру, что позволяет ему очень точно и метиться, и нажимать на кнопку атаки.
Упорные тренировки позволяют развить тот навык, когда чувствуешь свое оружие - когда оно "остывает" (то есть когда после прекращения стрельбы область пуль переходит в предыдущую), когда пора перемещать прицел в следующее положение во время безпрерывной стрельбы, и самое обязательное - это точность стрельбы по цели, применяя спрей. Этот навык уже можно заслуженно назвать высоким классом стрельбы.
Совмещайте стрельбу одиночными, burst-ы(стрельбу поочередно) и спрей. Для чего? А для того - ведь надо же экономить патроны, в конце-концов!
Ну вот в принципе я и выложил в письменной форме все, что знал про стрельбу в Counter-Strike. Не стесняйтесь, добавляйте и то, что знаете, я уверен что здесь еще 99% информации впереди! Напоследок оставлю рисунки областей и положений прицела для colt m4a1, надеюсь для остальных оружий области и соответственно от них зависящие положения прицела вы найдете сами - достаточно пострелять в стену и слегка поводить прицелом туда-сюда.
Даже не знаю с чего начать, столько всего интересного. Для начала наверное расскажу некоторые правила которых придерживались все отвечающие игроки, а также сделать некоторые выводы из результатов опросов.
Правила:
- Нельзя называть себя.
- Нельзя называть игроков которые входят в твою команду
- Нельзя называть игроков которые завершили свою карьеру игрока.
Всем игрокам задавался одинаковый вопрос:
- Кого ты считаешь лучшим игроком Украины за 2005 год и почему?
Варианты ответов:
DELTA|pufa: Я думаю, что самый лучший игрок Украины это starix. Когда я был на турнире, то мне очень понравился его стиль игры. У него очень хорошая стрельба, хорошее awp, ну и конечно же опыт.
A-gaming (enix, B1ad3, slon): У wizard'a отличный нюх игры. Они играет очень давно и его можно записать в легенды киберспорта. Он больше всех выиграл рубасов у малышей медрограда. Он всегда сохраняет хладнокровие и у него в жилах течет горячая грузинская кровь, которая помогает ему быть взрывоопасным.
3z|esenin: starix - потому что он копает. Его уровень игры достаточно высок. Практически во всех играх по количеству фрагов занимает первые места. Именно из-за него команда ни раз выигрывала ценные для себя раунды.
3z|disorder: edzie. Мне кажется его стиль игры совмещается такие качества как стрельба, хорошее перемещение по карте, то что называется скилл. Он часто помогает своей команды в решающие моменты и поражает своим еймом. В общем он лучший.
dd.damage: wizard, Он очень опытный игрок. Всегда может собрать ребят, поднять мораль, сделать важный минус, прикрыть тиммейта, хорошо чувствует игру (см. выше) и с ним просто вести дело. Заметно, что любая команда в которую приходил wizard - поднималась в топе (pureE, powered by, FeedBack, sb). Его чувство динамики игры всегда впечатляло меня и я думаю, что у него большое будущее, главное не закапывать свой талант.
eXp.Silence: Я считаю, что лучшим игроком Украины является edzie из pro100. Мозги+стрельба+инфа=хайтайм. Все качества собраны в одном человеке, он их продвигает и собственно все.
eXp.hoolya: НЕ из своей команды, я хотел бы выделить aG*B1ad3. Я считаю, что в этом году его команда отыграла стабильнее всего, а он, как капитан, заслуживает звания лучшего игрока 2005 года. Плюс, он очень много своего свободного времени посвящает КС и развитию своей команды, что заслуживает уважения... Если было бы реально назвать игрока из моей команды, я бы назвал Старикса, так как он просто талантливый малой =)
c4.juzver: Лучший игрок Украины - ухо из eXplosive. В общем, я считаю, что на данном этапе он один из самых активных геймеров Украины и у него самое больше стремление победить всех. Думаю, благодаря ему eXplosive показали себя и ещё не раз покажут.
eXp.yxo: Считаю лучшим игроком 2005 года - Ваню Эдварда из pro100. Я много видел его игру на различных чемпионатах, он отлично стреляет, хорошо двигается + универсальный игрок который умеет стреляет со всех видов оружия. pro100 в 2005 году самая титулованная команда, и соответственно лучшая, а в той команде лучший игрок безусловно Эдвард. Так же его высоко ценят игроки Virtus.pro, которые играли с ним вместе в миксе и делились впечатлениями по поводу Ваниной игры.
pro100.kekc: Эммм, я затрудняюсь ответить на этот вопрос, так как лучшего игрока знаю, только Едварда (жаль что он из моей команды), так что ответить на этот вопрос не могу. Наверное такого нет, а если и есть то сейчас не вспомню.
Hom1ak: Лучший игрок - starix. Так как - с такой стабильностью раздавать столько найтмарных хедов в Украине больше никто не может. Этот игрок без слабых мест.
ZeroGravity: Я считаю, что на данный момент такого нет.
rash1k: starix. Молодой папик, стрельба на уровне, ну в общем мне нравиться его игра. Побольше бы юзал awp, было бы вообще замечательно. Я его люблю!
eXp.craft1k: Думаю, это aG.Sonic. Лучший скилл и стрельба Украины, не считая моей команды =)
RoyaL: edzie выбрал потому, что мне нравиться его зрелищный стиль игры, он отлично стреляет со всех видов оружия и передвигаеться по карте, может красиво зайти в спину и первым дать найтмарный хедшот, а так же вытянуть важный раунд в одиночку. Во многом благодаря его игре команда про100 отлично выступала в 2005году.
Myers: Сложно говорить о Counter-Strike, но понятно что лучшая команда украины это A-Gaming, а вот кто у них лучше всех играл даже не знаю По старой дружбе назову B1ad3, удачи тебе дружище!
sprut1k: Лучшим игроком Украины за 2005 год я считаю Ваньку Сухарева, всем известен под ником "Edzie". За последний год он очень хорошо себя показывал как на отечественной сцене так и на российской, его уровень игры был замечен лучшими игроками России и ему предоставили возможность проявить себя на крупных российских турнирах. Ванька по истине уникальный игрок, это тельце в игровой ситуации не плохо может сыграть, как на команду, так и потянуть пару «старичков» на себя. Отличное сочетание скилла, выдержки и точности. Удачи Ванька Сухарев!
shush1k: Лучшим игроком Украины я считаю Едварда из команды pro100. В этом году он выиграл много турниров, всегда делая для команды очень много и из-за этого я считаю, что он лучший. Шведский скилл + мозги = идеальный игрок и это edward.
В ближайшее время мы ожидаем новых, интересных ответов которые мы задавали различным известным игрокам.
Получено ответов - 20
Статистика:
1. edzie - 6
2. starix - 4
3. wizard - 4
4. B1ad3 - 2
5. yxo - 1
6. sonic - 1
Капитаны команд хоть и присутствуют в списке "лучших", но занимают отнюдь не первые места, хотя работают на команду не меньше других. Другой киевлянин, wizard, дышит "эймерам" в затылок, ничего, скоро прийдет его время. Как видим, мембер киевской команды eXplosive вырвался на второе место, даже не смотря на то, что его обогнал харьковский бог, edzie. Он же, занимает первую позицию! Видимо он очень коммуникабельный со своими фанатами.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прошло уже пять с половиной лет с тех пор, как я создал Кибератлетическую Профессиональную Лигу (CPL) и на протяжении этих пяти лет я отвечал на многочисленные вопросы репортеров, родителей, геймеров, представителей компаний и друзей, почему я думаю, что соревнования CPL должны восприниматься как профессиональный спорт. Вот мои соображения по этому вопросу.
Легко опровергнуть, что CPL это серьезная спортивная лига если сравнивать ее, например, с Бейсбольной Лигой. Бейсбол существует, как профессиональный спорт, уже 130 лет, который приносит 4 миллиарда долларов в сезон. А для сравнения, три таких крупнейших производителя интерактивных развлечений как Electronic Arts, Activision and THQ смогли заработать 2 миллиарда долларов в прошлом году. Но в любом случае, неплохое развитие киберспорта, если мы сравниваем его с профессиональным спортом, когда ему всего 5 лет.
Профессиональный бейсбол, к примеру, появился вследствии развития любительских лиг. Интерес к бейсболу,как к увлечению, появился за 25 лет до появления первой профессиональной лиги. И даже после того, как он стал профессиональным, многие игроки имели основную работу, чтобы хоть как-то увеличить свои низкие доходы от игры. Что интересно, когда профессиональный бейсбол начал свое существование в 1871 году, он назывался Национальной Ассоциацией (National Association) и игроки сами были владельцами команд. По прошествии 4 лет Национальная Ассоциация развалилась и ее заменила Национальная Лига (National League), которой управляли бизнессмены. Тогда же были установлены правила, стандарты, политики, цены на билеты и расписания.
Этот сценарий не так отличается от того, что мы имеем сейчас с профессиональным компьютерным спортом. Много лет игроки сами управляли спортом и соревновались на, так называемых, LAN partу. Потом, в 1997 году появилась CPL, чтобы установить стандарты, правила, политики и расписания, которые сейчас используются по всему миру практически всеми, кто имеет отношение к организации различных турниров.
По моему мнению, профессиональный гейминг определяется как спорт, не по сумме призовых денег, а по уровню соперничества. Это хорошо известный факт, что далеко не каждый может выиграть турнир CPL (или какой-нибудь другой профессиональный турнир). Например Pentium 4 Summer 2002 Event выиграла Schroet Kommando team of Sweden - команда, которая была организована за месяц до чемпионата и была спонсирована Intel. Но, если посмотреть более внимательно, у игроков команды был был солидный опыт игры по интернету и по ЛАНу, а также участия во всевозможных чемпионатах. Плюс к этому у каждого игрока SK был опыт участия в чемпионатах в традиционном спорте.
Последующие четыре требования, одинаковы ко всем видам спорта, от дартс и кёрлинга до футбола и хоккея:
1. Спорт должен включать в себя формальные правила и процедуры.
2. В спорте необходимы тактики и стратегии.
3. В спорте необходимы специальные невромускульные навыки, которые можно выучить.
4. В спорте необходимы тренировки и соревнования.
Весьма очевидно, что компьютерный спорт соответствует всем четырем требованиям.
Некоторые характеристики вы найдете у лучших прогеймеров: замечательная координация рук-глаз, быстрые рефлексы, предвидение, прицельность до пикселя, хорошая сконцентрированность. Всем этим навыкам можно выучиться, но больше шансов у тех, у кого эти навыки врожденные, как в любом другом спорте.
Понятие, что человек должен иметь стабильную зарплату, чтобы называться профессиональным игроком также ошибочна. Возьмем во внимание такие виды спорта. как гольф или теннис. Игроки в гольф должны играть и выигрывать на турнирах, чтобы получить прибыль. PGA (Профессиональная Ассоциация Гольфа) не платит Тайгеру Вудсу (для тех, кто совсем прогеймер, это неоднократный чемпион мира по гольфу) зарплату, несмотря на то, что он ее заслуживет, как никто другой. Зато, на днях PGA обьявила, расписание 48 турниров на 2003 год с общей суммой призовых 225 миллиона долларов.
Денежные призы CPL выглядят немного тускло в сравнении с такими суммами, но давайте иметь ввиду, что PGA было оганизовано 86 лет назад и сейчас является одной из самых большых спортивных ассоциаций, обьединяя более 27,000 профессиональных игроков. Сделать сравнение между первым чемпионатом PGA и первым чемпионатом CPL очень легко. Первый чемпионат PGA проводился 9 октября 1916 года в Siwanoy Country Club и имел $2,580 призовых. Первый чемпионат CPL проходил 30 октября 1997 года в Infomart - Даллас, Техас и имел призовой фонд $3,500. Денежные призы PGA медленно росли с годами, пока в 1971 году Джек Никлаус не стал первым игроком в гольф, который выиграл $200,000 в одном сезоне. CPL, сотрудичая со своими спонсорами выделил $1,000,000 в призах за последние пять лет и в 2000 году Джонатан Вендел (fatality) стал первым прогеймером, который выиграл $100,000 за один год.
Понятие "прогеймер" подразумевает под собой не человека, который получает денежные компенсации за то, что играет, а то, что заявила Карен Гивен, продюссер National Public Radio(NPR) на своем вебсайте, представляя трансляцию своего радио на CPL; "[Вот] история о лиге компьютерных игроков, которая имеет другие ожидания и язык. Чтобы понять философию CPL, полезно полазить в толковом словаре в поисках альтернативных понятий для обыденных фраз. Профессионал означает также адепт, виртуоз." Поэтому, слово прогеймер может иметь такое понятие, как человек, который крайне умел в участии в профессиональных игровых турнирах.
В ближайшем будущем новые идеи будут воплощены в жизнь, чтобы помочь развитию киберспорта. Например, мы сейчас работаем с нашим спонсором, чтобы открыть около двадцати точек, которые будут иметь одинаковую конфигурацию hardware. На этих точках будут проходить квалификационные турниры (CPL National Qualifiers), которые будут наиболее близко подходить по стандартам к офиициальным турнирам (CPL Official Tournaments). CPL также развивает партнерство с Gamer.tv, чтобы осещать события CPL по международному телевидению. Gamer.tv будут вести сьемки на Winter 2002 Event и Стиви Кейс (первый прогеймер CPL) был выбран как один из репортеров для этого нового шоу. В дополнение, во время сезона 2003, CPL вложит $500.000 в призы на оффициальные турниры в США и Европе.
В заключении, хотя прогейминг находиться в стадии младенчества, он постепенно подходит к статусу одного из основных видов спорта за последние несколько лет.
Развитие "нашего" спорта не должно бездумно развиваться, и по моему мнению, лучше продолжать прогрессивные и логические шаги, чтобы не превратить наш спорт в то, чем мы не хотим его видеть. Спорт имеет все шансы выжить и развиваться, если он будет посторен на страсти кибератлетов, управлении его лидеров и на сердцах фанов. И вобщем, успех нашего спорта также зависит от успеха индустрии интерактивных развлечений...
Информация к размышлению о хорошем: За прошедший год продажа видео и компьютерных игр превысила доходы киноиндустрии на 1 миллиард долларов.
От автора: Мы все говорим о киберспорте. Хорошо это или плохо, решать не нам. Но если нам нравится то, чем мы занимаемся, то это надо делать с умом и отдаваться этому полностью, без колебаний. Первый шаг был сделан.
В гостях у Virtus.pro
Многие читатели нашего портала знакомы с такой командой, как Virtus.pro. Часть из этих людей знает о существовании у Virtus.pro полноценной тренировочной базы, альтернативе “халяве в клубе”. Как же она выглядит? Я побывал там, и готов снять завесу с величайшей тайны тысячелетия.
Для начала, я перепутал станции метро Сокол и Сокольники, из-за чего пришлось переплатить лишний полтос частнику, ну с кем не бывает. Дом нашелся достаточно быстро, с кодом было сложнее, но и его я смог победить, не без помощи гражданки Ирины Семёновой, конечно. Поднимаемся на нужный этаж, стальную дверь открывает никто иной, как капитан, затем подтягиваются и остальные игроки. Все, кроме LeX-а, он почему-то спал. Как только я перешел порог тренировочной базы, а проще говоря – квартиры, выясняется что нужно идти в магазин за провиантами. Жребий выпадает на самого молодого и латыша в душе (ударение желательно ставить на второй слог). Кому как ни мне и hooch-у это по силам? Выясняется, что никому. Отправляют нас двоих. Магазин находится в 10 минутах ходьбы по жуткому морозу. Но мы идем бодрым шагом, нас ничто не может остановить перед покупкой пелеменей, хлеба, сигарет и мега-литров кока-колы. За проявленый героизм Snoop первыми угощает именно нас своими фирменными жареными пельменями. Пить пришлось колу, но ничего. Пелемени оказались очень даже очень, но это не главное. Пока половина игроков ужинает, вторая посещает различные порталы (Frag, SK-Gaming, c58, fishki.net), общается в IRC и ищет с кем бы сыграть PCW. Большую часть комнаты занимает гигантский матрас, на котором можно спать вдвоем, втроём и всей командой, если будет желание. Возле правой стенки стоит ряд столов, на них установлены пять компьютеров, все подсоединены к очень хорошему интернет-каналу от МТУ-Интел, игроки не жалуются. Девайсы у всех разные. Но разных объединяют клавиатуры и наушники, oklick и Sennheiser, соответственно. В углу комнаты стоит стол, на нем телевизор и куча кубков-дипломов-бумажных чеков. Награды, кстати говоря, повсюду. Тут и ACON, и ESWC, и Большой Бой с ASUS Open, всех неперечесть.
Ужин подходит к концу, противник уже найден – обновленный состав mouz. Несколько минут на разминку, игра началась. Шуметь нельзя, соседи очень злые, стены очень тонкие. На стене видна попытка установить шумоизоляцию, вот только помогает она не сильно, как признаются сами игроки. Переговариваясь шепотом, временами переходя на шепетный крик, отрабатываются новые тактики на nuke-е. Возле каждого игрока стоит гигантская кружка колы, видимо – это помогает игре.
Многим будет интересно узнать на каких мышках/ковриках играет лучшая команда России, специально для читателей Frag.su тайна становится явью:
LeX: fUnc f30.R + Explorer 3.0a
hooch: Steelpad 5L + Logitech G1
groove: Steelpad 4D + MX300
F_1N: Razer eXact Mat + Explorer 3.0a
Snoop: Steelpad S&S + Explorer 3.0a
Как видите, основной выбор игроков все еще Explorer 3.0a, который теперь днем с галлогеновым фонарем не сыскать.
График тренировок весьма жесткий: обычно игроки играют по 6-8 часов 5 раз в неделю, а если на горизонте чемпионат, то и вовсе по 10-12 часов в день, 6 дней в неделю.
Как рассказал мне Groove, дежурных по порядку нет, каждый сам за собой убирает. Кроме того, по словам Кости, база(для большинства игроков) это одновременно место для тренировок, и дом родной. К тому же, на ней действуют несколько правил, самое главное из которых: на базе запрещено появляться посторонним людям. Команда считает (и правильно считает, прим. Lexx), что это нарушает рабочий процесс.
Кроме Counter-Strike многие играют в DotA AllStars, но это мало для кого будет сенсацией, карта для WarCraft III уже давно стала настоящей чумой для киберспортсменов всех топовых команд мира. Когда тренировки затягиваются, многие остаются ночевать, и уже утром едут домой, или же спят весь день и вечером тренировки продолжаются. Временной пояс России (GMT +3, CET +2) не идет на пользу режиму, ведь когда в Европе 21:00, в России уже 23:00, раньше этого времени мало кто из оппонентов готов играть PCW или clanwar.
Перекур после игры, разбор полётов, небольшие зарисовки на следующую карту, и снова игроки возвращаются на свои места, игра продолжается, а мне пора. По дороге домой я думал о своих впечатлениях. Они двоякие, с одной стороны – я ожидал увидеть офис с жалюзи, ковролином и офисными стульями, а с другой – так оно лучше, по-домашнему, тут всё привычно, да и жить приятнее.
А вот несколько занятных рассказов от Ирины Семёновой:
ACON5 – мы могли туда просто не попасть.
Выиграв российские отборочные на ACON 5, команда начала спокойно и планомерно тренироваться. За пару недель до турнира я должна была сдать паспорта и документы на визы, никаких сложностей не предвиделось, так как все документы у виртусят были в порядке. По крайней мере, я в это искренне верила. Когда пришло время, и начала собирать паспорта, выяснилось, что один из игроков не может найти свой загранник. Наверное, чтобы меня не нервировать, ребята говорили, что все в порядке, уже зная, что загранник потерян. В катастрофическом факте мне признались за три дня до последнего срока сдачи документов на визы. Сделать паспорт за два дня без справки об утере и еще без массы сопроводиловки представлялось нереальным. До сих пор я думаю, что для ACON5 всё было против нас, но ценой непередаваемых нервотрепок (для меня, естественно, потому как игрокам было сказано сидеть и тренироваться) и вообще чудесным образом новый загранник мы сделали к нужному сроку. Потом улетели в Китай, потом выиграли ACON 5. Потом вернулись в Москву…. И нашли загранник за батареей во время укладки звукоизоляции.
ESWC 2005 – мы могли оттуда не вернуться.
ЕСВЦ 2005 явно не лучшее для нас воспоминание, и последней каплей для меня стало утро вылета в Москву. Как обычно отстучав во все комнаты, где жили витрусята, я заказала такси и ожидала сбора своих. За пять минут до отъезда из гостиницы собрались я и четверо игроков. И только тут поняли, что никто из нас понятия не имеет, где пятый. До окончания регистрации на самолет полчаса – а мы разделяемся по одному человеку и начинаем «прочесывать» пять этажей гостиницы. Повезло тому, кто шел по третьему этажу. И слава богу, это была не яJ Нехорошо показывать гнев перед чужими державами.
Довести судей до белого каления…
Не секрет, что к командам из стран бывшего СССР на большинстве турниров относятся предвзято. Разница в судействе, даже просто в миллисекундах, когда убитый игрок должен замолчать – со стороны просто очевидна. Потому Virtus.pro даже на тренировках старается соблюдать необходимые правила, мы знаем, что при удобном случае нас обязательно накажут, как и любую команду из России, Украины и т.д. Во время WCG 2005 за спинами VP постоянно собиралось по пятерочке судей, и все они внимательно следили за исполнением правил. Тогда и произошел момент, в котором все зрители искренне посмеялись над незадачливыми судьями. Virtus.pro играли отдачу и по старой договоренности попрятались на карте а сами начали обсуждать следующий раунд и тактику на предстоящую часть игры. Обсуждение шло очень яро, но каждый раз, когда какого-то из игроков находил враг и убивал, этот игрок просто замолкал и внимательно слушал всех остальных. Последним в этом раунде остался в живых Aleksey K. Именно он довел до конца всю беседу под невероятно пристальными взглядами целуй кучи судей. Остальные же игроки молча улыбались и кивали Леше. Прицепиться было просто не к чему, а судьи остались ни солоно не хлебавши. Зрители же аж зааплодировали виртусам, чем здорово подняли нам мораль. Ту игру мы выиграли.
Террористы…
Самый первый тренировочный офис Virtus.pro располагался в отдельно снятом помещении в здании одного крупного издательства советских времен. Правила поведения в этом здании отличались жуткой бюрократичностью, а среди охранников числились полковники милиции на пенсии. С первых же дней Virtus.proчастенько оставались тренироваться на ночь. И в одну из таких ночей нам пришлось едва ли не рыть окопы, чтобы спрятаться от ОМОНовских дул. Оказалось, что горе-полковники посчитали нашу группу террористами, замышляющими страшное нападение. А информацию во время тренировок (про гранаты, убийства в голову, взрывы и прочее) – вопросиняли как разработку жутких планов. Впрочем, мнения разделились. Бабушки-вахтерши были абсолютно уверены, что мы каждую ночь проносили в офис водку в больших белых бидонах, и что эти крики – следствия белой горячки. С ОМОНовцами мы быстро уладили проблему, а вот офис в скором времени пришлось поменять.